ФНС начнет выдавать квалифицированные сертификаты бизнесу с 1 июля 2021 года

С 1 июля 2021 года все компании и ИП смогут бесплатно оформить квалифицированные электронные подписи в Удостоверяющем центре ФНС РФ (УЦ ФНС).

В своем сообщении от 12.05.2021 ведомство напоминает, что с 1 января 2022 года законодательство возлагает на ФНС функции по выпуску квалифицированных электронных подписей (КЭП) для юрлиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

Для того чтобы обеспечить «бесшовный» переход к безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи, ФНС решила уже с 1 июля 2021 года формировать организациям, ИП и нотариусам квалифицированные сертификаты через свой Удостоверяющий центр.

Обратиться за квалифицированным сертификатом в ФНС смогут все компании и ИП, но с учетом следующих ограничений:

  • бесплатно УЦ ФНС будет выдавать квалифицированные сертификаты только для юридических лиц (как правило, генеральному директору, который представляет компанию без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов;
  • квалифицированные сертификаты для указанных заявителей будут выпускаться территориальными налоговыми органами по предварительной записи (заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации);
  • квалифицированный сертификат будет записываться на предоставленный самим заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ.

УЦ ФНС поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям. Необходимые ключевые носители можно приобрести у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. При этом использовать можно уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям.

С 1 июля 2021 года лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и индивидуальные предприниматели смогут подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».

Квалифицированные сертификаты для физлиц (не ИП), в том числе для тех, кто будет действовать от имени юрлица или ИП по доверенности (например, штатные работники), как и в настоящее время, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах.

ФНС также обращает внимание, что срок действия уже имеющихся квалифицированных электронных подписей, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами, заканчивается 1 января 2022 года. До 1 июля 2021 года коммерческим удостоверяющим центрам необходимо пройти процедуру переакредитации.

С 1 января 2022 года квалифицированную электронную подпись физических лиц (в том числе физлиц, действующих от имени юридического лица или ИП по доверенности) можно будет получить в переаккредитованных коммерческих удостоверяющих центрах.

При этом физлица, представляющие компанию или ИП по доверенности (например, штатные работники компании или ИП), с 1 января 2022 года должны будут прилагать к подписываемым документам электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), подписанную ИП или руководителем юрлица.

В «1С:Предприятии 8» требования к формам доверенностей (МЧД), используемых для подтверждения полномочий в электронном виде, будут поддержаны с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге законодательств



Источник: https://buh.ru/news/uchet_nalogi/129844/