С 2022 года руководители организаций и индивидуальные предприниматели будут бесплатно получать электронную подпись в ФНС и у её доверенных лиц. При этом на сотрудников ЭП можно будет оформить в аккредитованных удостоверяющих центрах.
Рассмотрим, отличается ли электронная подпись, выданная в налоговой от той, что выдают в удостоверяющих центрах.
Электронная подпись от ФНС
Кто может получить
Электронную подпись от ФНС руководители организации и индивидуальные предприниматели могут получить уже с 1 июля 2021 года, однако до 1 января 2022 удостоверяющие центры также имеют право выдавать её им. То же касается и частных нотариусов. С января следующего года получить ЭП для ЮЛ и ИП можно будет только в налоговой и у её доверенных лиц.
Налоговая служба будет выдавать квалифицированную электронную подпись, то есть ЭЦП с самым большим спектром возможностей.
Руководители кредитных организаций и банков за подписью будут обращаться в УЦ Центрального банка РФ, а должностные лица государственных органов в УЦ Федерального казначейства.
Что касается физических лиц и сотрудников организаций, то с 1 января получать квалифицированную подпись они будут не в налоговой, а именно в аккредитованных удостоверяющих центрах.
Как получить
Получить электронную подпись от ФНС можно при личном визите в налоговую, — это нужно, чтобы подтвердить личность будущего владельца. При этом заранее нужно приобрести защищённый носитель — токен или смарт-карту, сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России.
Для получения ЭЦП в ФНС необходимы:
- паспорт;
- СНИЛС;
- токен или смарт-карта и сертификат соответствия.
Как и раньше, для работы нужно будет устанавливать специальное программное обеспечение — криптопровайдер. Одним из самых популярных решений в этой области является КриптоПро CSP.
Где можно использовать ЭП
По данным налоговой службы, использовать электронную подпись можно:
- на электронных торговых площадках при участии в торгах;
- при представлении налоговых деклараций;
- при ведении внутреннего и внешнего электронного документооборота;
- для использования сервиса «Представление налоговой и бухгалтерской отчётности в электронной форме» на сайте ФНС.
Кроме того, с помощью электронной подписи можно, например, зарегистрировать онлайн-кассу или работать на других госпорталах, а не только на сайте ФНС.
Подойдёт ли ЭП от ИФНС для госзакупок
Как уже было сказано, электронная подпись от ФНС подойдёт для проведения тендеров и участия в торгах, так как является квалифицированной. Это же относится и к государственным закупкам.
Подпись подойдёт как для заказчиков, так и для поставщиков. С её помощью можно регистрировать торги, подавать заявки, заключать договоры.
Сертификат электронной подписи можно перевыпустить на 15 месяцев, то есть работать он будет весь следующий год и немного больше. Акция действует до 31 января 2021 года.
B2B CENTER PLUS
В состав расширений к тарифным планам добавляется расширение B2B-CENTER PLUS. Оно предоставляет абоненту доступ на ЭТП B2B-Center и возможность принять участие в одной любой интересующей его закупке без необходимости покупать тариф на площадке для возможности участия в процедурах.
Для оформления электронной подписи в нашем удостоверяющем центре нужно выбрать тариф, оформить заявку и подтвердить личность. При этом не обязательно лично посещать офис, так как с услугой «Выездная идентификация» специалист сам приедет в назначенное место и время.
С помощью квалифицированной электронной подписи можно участвовать в госзакупках и торгах по банкротству.
ЭЦП от ФНС будет необходимым аспектом ведения бизнеса с 1 января 2022 года. Однако получать электронную подпись для сотрудников будет также необходимо, так как они будут работать с отчётностью, документооборотом, торгами.
Выдачей квалифицированных ЭЦП для физических лиц будут продолжать заниматься аккредитованные удостоверяющие центры.