Маркировка б/у товаров: что делать комиссионным магазинам и секонд-хендам

С 1 января 2021 года станет обязательной маркировка товаров лёгкой промышленности. Продавать одежду, обувь, постельное бельё без маркировки будет запрещено. Запрет распространяется в том числе на товары, бывшие в употреблении.


Этот вид розничной торговли имеет код ОКВЭД 47.79.3. Его используют комиссионные магазины и секонд-хенды. Разница между ними в том, откуда товары поступают в магазин — от граждан или от фирм, которые закупают одежду и обувь за рубежом, а затем перепродают в секонд-хенды.


Для магазинов, реализующих б/у товары, действуют свои правила работы с маркировкой.


Маркировка в секонд-хендах


Секонд-хенды реализуют товары под кодами:


  • ТН ВЭД ЕАЭС 6309 — Одежда и прочие изделия, бывшие в употреблении;

  • ОКПД2 47.79 — Услуги по розничной торговле бывшими в употреблении товарами в магазинах.


В данный момент эти коды не упоминаются ни в одном законе о маркировке. Поэтому секонд-хенды не обязаны регистрироваться в системе «Честный знак» и передавать в неё сведения о своём товаре.


Маркировка в комиссионных магазинах


Комиссионеры могут брать на реализацию новые товары и те, которые уже были в употреблении. Если магазин получает новые товары, он должен зарегистрироваться в системе «Честный знак» и работать с маркировкой. Её правила отличаются в зависимости от того, у кого магазин получает товар — у граждан или у юрлиц и ИП.


Магазин получает товар у физлиц


В этом случае магазин должен промаркировать полученные товары самостоятельно. Продавец вносит в систему сокращённый список сведений о товаре:


  • свой ИНН;

  • вид одежды или обуви;

  • материал;

  • размер.


Система присвоит товару уникальный код GTIN. Далее продавец может заказать коды маркировки для каждого товара, распечатать их с помощью принтера этикеток и ввести товары в оборот.


Магазин получает товар у юрлиц и ИП


В этом случае маркировкой занимается не продавец, а владелец товара. У него должен быть доступ в систему «Честный знак» для маркировки текущих остатков.


Затем владелец передаёт товар комиссионеру в сопровождении электронного передаточного документа — УПД, в котором содержатся коды маркировки.


Как продавать маркированный товар в «комиссионке»


Для комиссионных магазинов действуют те же правила вывода товара из оборота, что и для обычных розничных.


Если магазин подключён к ОФД, то на кассе сканируют код товара и пробивают чек. Информация о товаре передаётся оператору фискальных данных, который, в свою очередь, направляет её в систему маркировки.


Если у магазина нет договора с ОФД, коды также можно сканировать на кассе, но информация о них останется в фискальном накопителе. В этом случае раз в месяц придётся вручную загружать данные о продажах в «Честный знак».


Как вернуть нераспроданный товар владельцу


При возврате товара физлицу нужно вывести товар из оборота. Это можно сделать несколькими способами:


  • в личном кабинете системы «Честный знак» завести документ «Вывод товара из оборота» и указать в нём причину «Возврат физическому лицу», а затем отсканировать код маркировки;

  • сделать то же самое через товароучётную систему;

  • составить файл «Вывод товара из оборота» вручную и загрузить его в систему маркировки.


Возврат юридическому лицу или ИП оформляется через УПД или сообщение об отгрузке.