Маркировка товарных остатков 2021

Всё новые товарные категории охватывает обязательная маркировка. С 2021 года маркировка стала обязательной для велосипедов, молочной продукции и изделий лёгкой промышленности.

У некоторых участников остаются непромаркированные товары. В статье дадим подробный ответ на вопрос, что делать с остатками. Расскажем об ответственности и штрафах, которые грозят за нарушение правил маркировки.


Для каких категорий товаров действует обязательная маркировка

На 2021 год список товаров, подлежащих обязательной маркировке, состоит из следующих товарных групп:

  • упакованная вода;

  • молочная продукция;

  • лекарственные препараты;

  • товары лёгкой промышленности;

  • табак и табачные изделия;

  • духи и туалетная вода;

  • обувь;

  • шубы;

  • фотоаппараты и лампы-вспышки;

  • шины и покрышки.

Кроме обязательной маркировки, есть пилотные проекты. В тестовом режиме находятся биологически активные добавки, антисептики, кресла-коляски, пиво и слабоалкогольные напитки.

В 2021 году обязательная маркировка молочных товаров введена только для сыра, творога, мороженого, пищевого льда и молочной продукции и товаров, чей срок годности составляет более 40 дней. Молочную продукцию со сроком годности менее 40 дней будут маркировать с 1 декабря 2021 года.

Важно! К товарам, подлежащим обязательной маркировке, относят не всю группу продукции, а только конкретные позиции по кодам ТН ВЭД и ОКПД 2. Уточнить, какие именно коды относят к маркировке, можно на сайте национальной системы «Честный ЗНАК».

Товарные категории и сроки маркировки

На сегодня существуют товарные категории, остатки которых уже нельзя маркировать и продавать. К ним относятся: товары лёгкой промышленности, обувь и альтернативная табачная продукция. Данную продукцию запрещено реализовывать без маркировки.

На данный момент нанесение цифровых кодов актуально для духов и туалетной воды. Срок маркировки товарных остатков парфюмерии установлен до 31 октября 2021 года. Ввести в обращение такую продукцию необходимо до 1 декабря 2021 года.

Без специальных кодов допускается продавать только остатки молочной продукции и лекарств. Если такая продукция была поставлена в магазин до введения правил обязательной маркировки, то её разрешено реализовать до окончания срока годности.

Что делать, если в обороте есть немаркированные товары

Если в обороте есть немаркированные товары, для которых была введена обязательная маркировка, то их считают остатками. Они возникают, потому что произведены до введения маркировки. На такие остатки нужно запросить и нанести код Data Matrix самостоятельно, но время, отведённое на это, для отдельных групп товаров выделено разное.

Правила маркировки духов 2021: инструкция

Чтобы осуществить маркировку духов и туалетной воды необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте «Честный ЗНАК»;

  • заказать коды Data Matrix для каждой единицы товара;

  • нанести маркировку остатков духов и туалетной воды самостоятельно;

  • внести товары в информационную систему мониторинга сведений о маркировки с помощью средств идентификации.

После данных действий товары поступят в оборот. Срок реализации промаркированных остатков духов законодательством не установлен.

Сведения об оборачиваемых маркируемых товарах необходимо передавать контрагентам и в систему «Честный ЗНАК» через оператора электронного документооборота.

 


Ответственность и штрафы

За нарушение порядка и сроков маркировки духов и туалетной воды участники рынка могут отвечать не только по административному, но и по Уголовному кодексу РФ.

Согласно ч.1 ст. 15.12 КоАП РФ, если производить продукцию без маркировки, то следует ожидать штраф:

  • от 5 до 10 тыс. рублей — для с должностных лиц;

  • от 50 до 100 тыс. рублей — для юрлиц.

В обоих случаях непромаркированный товар конфискуют.

Если продавать, хранить, перевозить или приобретать продукцию без маркировки, то товар подлежит конфискации а виновных лиц оштрафуют. В соответствии с ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, размер санкций составит:

  • от 2 до 4 тыс. рублей — для граждан;

  • от 5 до 10 тыс. рублей — для должностных лиц;

  • от 50 до 300 тыс. рублей — для юрлиц.

Если в магазине будет неправильно сформирован кассовый чек для маркированного товара, то организация получит предупреждение или штраф: За неправильное формирование кассового чека по маркированным товарам наказывают предупреждением или штрафом:

  • от 1,5 до 3 тыс. рублей — для должностных лиц;

  • от 5 до 10 тыс. рублей — для юрлиц.

Привлечь виновных лиц по Уголовному кодексу можно только в определённых ситуациях. В соответствии с ч.1 ст. 171.1 УК РФ, если немаркированный товар стоит больше 1,5 млн рублей, то инициатора нарушения ждут:

  • исправительные работы или заключение на срок до трёх лет;

  • штраф не превышающий 80 тыс. рублей.

Также с 1 декабря 2021 года вступают в силу два закона, которые меняют размер штрафных санкции в области маркировки. 204-ФЗ от 11.06.2021 корректирует КоАП РФ, а Федеральный закон № 293 от 01.07.2021 года меняет ст. 171.1 Уголовного кодекса РФ.

В УК РФ добавлена ответственность, которая наказывает за оборот товаров с поддельной маркировкой. К административным правонарушениям добавлены пункты, за которые последует наказание:

  • для юридических лиц — предупреждение или штраф до 100 тыс. рублей;

  • должностных лиц — предупреждение или штраф до 10 тыс. рублей.

Такие санкции можно получить, если сведения о маркированных товарах не отправлены в «Честный ЗНАК», нарушен срок сдачи или информация недостоверна.

Часто задаваемые вопросы

До какого числа нужно провести маркировку остатков?

До 31 октября необходимо провести маркировку товарных остатков парфюмерии. Сроки для остатков молочной продукции и лекарств не установлены. Их разрешено не маркировать и продавать до окончания срока годности товара.

Какие товары надо маркировать?

Маркировка касается тех, кто занимается:

  • обувью;

  • лёгкой промышленностью;

  • молочной продукцией;

  • лекарствами;

  • табачной продукцией;

  • шубами и мехом;

  • духами и туалетной водой;

  • шинами и покрышками;

  • фотоаппаратами и вспышками.

Как сделать маркировку остатков?

Для маркировки остатков потребуется выполнить 8 шагов:

  • приобрести УКЭП для руководителя организации или индивидуального предпринимателя;

  • установить средства криптографической защиты информации и дополнительное программное обеспечение на свой компьютер;

  • зарегистрировать и настроить личный кабинет в системе мониторинга «Честный ЗНАК»;

  • подключиться к сервису электронного документооборота, чтобы передавать сведения о маркировке и прослеживаемости автоматически;

  • описать продукцию в каталоге;

  • заказать код Data Matrix;

  • нанести маркировку на продукцию;

  • ввести товар в оборот.